Назад Оглавление Задачи Дальше

2. Бюджет и Налоги

2.1. Бюджет

Бюджет- это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства. Бюджеты составляются на трех уровнях бюджетной системы РФ федеральный, региональный и местный. Свод бюджетов данного и нижестоящих уровней носит название консолидированного бюджета. Консолидированный бюджет составляется для аналитических и статистических целей.

Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов и за счет безвозмездных перечислений. Налоговые доходы – предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги  и сборы, пени и штрафы. Неналоговые – 1) доходы от использования имущества, которое находится в государственной или муниципальной собственности. 2) доходы от продажи 3) доходы от платных услуг, оказываемых органами государственной власти, бюджетными учреждениями 4) финансовая помощь и бюджетные ссуды от бюджетов других уровней.

Доходы бюджета формируются на основе прогноза. Может использоваться метод прямого счета, когда доходы рассчитываются исходя из прогноза конкретных показателей, либо метод корректировок – в этом случае доходы определяются на основе бюджета предыдущего периода и прогнозов показателей. Например, если известно, что поступления налога на прибыль в базовом году составляли 240 млрд. руб. ставка налога составляла 30%, то при увеличении в планируемом году ставки налога на прибыль до 35% поступления налога можно ожидать в размере (35%/30%)*240=280 млрд.руб.

Анализ бюджета осуществляется оценкой структуры доходов, соотношением налоговых и неналоговых доходов.

Расходы бюджета могут формироваться по одному из следующих методов:

1. На базе бюджета предыдущего периода. Недостатком метода является консерватизм, а достоинством – простота и преемственность.

2. Метод обыкновенного и чрезвычайного бюджета: при возникновении чрезвычайных ситуаций (как правило это война) на ряду с обыкновенным бюджетом формируется чрезвычайный бюджет, который включает чрезвычайные расходы и чрезвычайные доходы. По окончании чрезвычайной ситуации этот бюджет закрывается.

3. Долевой (квотативный) метод:  этот метод формирования расходов бюджета заранее определяет долю расходов каждой расходной статьи и затем при формировании очередного бюджета каждая статья рассчитывается на основании доли в общей сумме расходов. Недостатком этого метода является то, что разные статьи имеют разную эластичность (т.е. разные изменения приводят к разным результатам).

4. Формирование бюджета на нулевой основе (ZBBZero Based Budget): бюджет каждый раз рассчитывается заново на основе потребностей (например, при расчете расходов на образование определяют количество учеников, сколько для них потребуется школ, сколько потребуется учителей и т.д. считается сумма расходов).

 

 

Пример 2.1.

Даны доходы федерального бюджета

Наименование налога (сбора)

Сумма

Доля

Налоги на прибыль

180000

8,88%

Налоги на товары и услуги. (НДС, акцизы и др)

1180000

58,19%

           в т.ч. НДС

900000

44,38%

Налоги на совокупный доход

8000

0,39%

Платежи за пользование природными ресурсами

180000

8,88%

Налоги на внешнюю торговлю

330000

16,27%

Неналоговые доходы

150000

7,40%

Всего доходов

 =SUM(ABOVE)-900000 2028000

100,00%

Провести анализ доходов бюджета и рассчитать прогноз доходов на следующий период если известно, что уровень инфляции составит 14%, а курс доллара возрастет на 5%.

Решение 2.1.

Анализ доходов показывает, что основу бюджета составляют налоговые доходы – 93%, Из налоговых доходов ведущее место занимает налог на добавленную стоимость. Его доля составляет 47% доходов, а среди налоговых - 50%. Низкая доля налога на доход связана с тем, что данные налоги преимущественно поступают в местные бюджеты. Высокая доля налогов на внешнюю торговлю и платежей за пользование природными ресурсами свидетельствует о высокой зависимости федерального бюджета от валютного курса и цены нефти.

Для расчета прогноза доходов необходимо определит влияние приведенных факторов на доходы. Курс доллара оказывает влияние преимущественно на доходы от внешне-экономической деятельности. Поступление налогов от внешней торговли должно

 

Таблица 2. Прогноз доходов бюджета.

Наименование налога (сбора)

Базовый

период

Коэффициенты

пересчета

Прогноз

Налоги на прибыль

180000

1,14

205200

Налоги на товары и услуги. (НДС, акцизы и др)

1180000

1,14

1345200

           в т.ч. НДС

900000

1,14

1026000

Налоги на совокупный доход

8000

1,14

9120

Платежи за пользование природными ресурсами

180000

1

180000

Налоги на внешнюю торговлю

330000

1,05

346500

Неналоговые доходы

150000

1

150000

Всего доходов

  2028000

 

2236020

 

Пример 2.2.

На основании фактического бюджета проанализировать структуру расхода бюджета и рассчитать расходы бюджета долевым методом исходя из примера 2.1.

Таблица 3. Структура расходов бюджета

Наименование

Сумма

Структура расходов

Государственное  управление  и  местное самоуправление

130000

6,41%

Национальная оборона

300000

14,79%

Правоохранительная    деятельность    и обеспечение безопасности государства

200000

9,86%

Промышленность и другие расходы

100000

4,93%

Образование, культура, наука

200000

9,86%

Социальная политика

150000

7,40%

Обслуживание      государственного    и муниципального долга

210000

10,36%

Финансовая   помощь   другим   бюджетам бюджетной системы

680000

33,53%

Прочие расходы                         

58000

2,86%

                    ВСЕГО РАСХОДОВ

2028000

100,00%

Анализ показывает, что преобладающей статьей расходов федерального бюджета является "Финансовая помощь", что говорит о чрезмерном перераспределении расходов в сторону федерального бюджета.

Таблица 3. Результаты расчета расходов бюджета

Наименование

Структура расходов

проект

 

 

 

Государственное  управление  и  местное самоуправление

6,41%

143335

Национальная оборона

14,79%

330772

Правоохранительная    деятельность    и обеспечение безопасности государства

9,86%

220515

Промышленность и другие расходы

4,93%

110257

Образование, культура, наука

9,86%

220515

Социальная политика

7,40%

165386

Обслуживание      государственного    и муниципального долга

10,36%

231541

Финансовая   помощь   другим   бюджетам бюджетной системы

33,53%

749750

Прочие расходы                         

2,86%

63949

                    ВСЕГО РАСХОДОВ

100,00%

 2236020

 

2.2. Ставки налога

Налоговая ставка представляет собой величину налога единицу обложения. В зависимости от построения налогов различают твердые (специфические) и долевые (адвалорные) ставки. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу объекта. Долевые ставки выражаются в определенных долях объекта обложения. Установленные в сотых долях объекта ставки носят название процентных, которые подразделяются на пропорциональные и прогрессивные. Пропорциональные ставки - ставки, действующие в едином проценте к объекту обложения. Прогрессивные ставки-ставки, учитывающиеся с ростом объекта обложения, при этом действует шкала ставок. Финансовая практика выработала два вида прогрессии: простую и сложную. При простой прогрессии возросшая ставка налога применяется ко всему объекту обложения, при сложной - объект обложения (например. доход) делится на части (ступени), каждая из которых облагается своей ставкой, т. е. повышенные ставки применяются не ко всему объекту, а к части, превышающей предыдущую ступень. Сложная прогрессия получила широкое распространение.

У нас в стране применяется и простая и сложная прогрессия. При применении простой прогрессии можно наблюдать резкий скачек степени налогообложения при увеличении налоговой базы. Так, например, у нас в стране до 1988 года простая прогрессия применялась при выплате заработной платы. Если работнику выплата составляла 99 руб, то налог не взимался и работник получал в кассе 99руб., а если заработная плата увеличивалась на 1 рубль и становилась равной 100 руб., то удерживался налог в размере 13 рублей и работник в кассе получал 87 руб. В настоящее время во многих регионах используется простая прогрессия при расчете налога на имущество физических лиц. При стоимости дома до 500 тыс.руб. ставка налога установлена в размере 0,1% и при стоимости более 500 тыс. руб. ставка – 0,3%. В этом случае сумма налога в зависимости от величины дохода будет иметь вид.

 

 

При сложной прогрессии сумма налога увеличивается последовательно. Нет таких скачков, которые можно наблюдать при простой прогрессии. Сложная прогрессия применяется в мировой практике при расчете подоходного налога. У нас сложная прогрессия применяется по налогу на имущество переходящее в порядке наследования и дарения, а по единому социальному налогу применяется сложная регрессия. По подоходному налогу сложная прогрессия в нашей стране применялась до 2000 года.

Механизм расчета налога при применении сложной прогрессии следующий. Весь облагаемый доход делится на части в соответствии со шкалой и с каждой части налог рассчитывается по своей ставке. Затем определяется общая сумма налога.

Поскольку ставки налога при прогрессивной шкале различаются, для анализа налогообложения используются понятия эффективная и номинальная ставка налога при соответствующем налоге. Номинальная ставка указывается в законе. Эффективная (средняя) определяется как отношение суммы налога при определенном доходе к величине дохода. Очевидно, что при облагаемом доходе не превышающем величину минимального порога номинальная и эффективная ставки налога совпадают (12 %). При доходе в 100 тыс. руб. номинальная ставка равна 12 %, а эффективная определяется как отношение суммы налога (50 * 12 % + 50 * 20 % =  16 тыс. руб. ) к величине дохода:

 

16 / 100 =  16 %

Пример 2.3.

Таблица 4. Шкала подоходного налога 2000 г. 

Доход

Ставка налога

до 50000 руб

12%

от 50000 руб до 150000 руб

20%

более 150000 руб

30%

Рассчитать величину налога и эффективную ставку.

Если доход 100000 руб, тогда налог = 50000 * 0.12 + 50000 * 0.2 . = 16000 руб. . Если доход 200000 руб, тогда налог = 50000 * 0.12 + 100000 * 0.2 + 50000 * 0.3 . =41000 руб.

Эффективная ставка в первом случае равна

 

16000/100000=16%

Во втором

41000/200000 = 20,5%

 

2.3. Влияние налогов на деятельность предприятий

НДС – это универсальный косвенный налог.  Объектом обложения является добавленная стоимость. Под добавленной стоимостью понимается разница между выручкой и материальными затратами.

Механизм действия этого налога следующий:

при отгрузке продукции предприятие в платежные документы включает сумму НДС и добавляет ее к цене;

по окончании налогового периода в бюджет выплачивается разница между НДС, полученным от потребителей, и НДС, оплаченный поставщикам;

Для плательщиков НДС полученный не включается в  выручку от реализации продукции, а в себестоимость включается стоимость материалов без НДС.

Экспортная продукция НДС облагается по нулевой ставке.

Так, если имеются два предприятия, связанные друг с другом поставками, то налоговая нагрузка по всей цепочке будет зависеть от того, платит данное предприятие налог или нет.

Пример 2.4.

Первое предприятие приобретает материалов на сумму 6 тыс. руб. (включая 1 тыс. руб. НДС), нематериальные затраты (заработная плата, налоги и др.) составляют 50 тыс. руб. Второе предприятие приобретает материалов на сумму 12 тыс. руб. (включая 2 тыс. руб. НДС), нематериальные затраты  составляют 100 тыс. руб.

Определить стоимость конечной продукции и сумму НДС, которую внесут в бюджет оба предприятия.

Решение 2.4.

При расчете необходимо использовать правило, что плательщик НДС не относит на себестоимость своей продукции НДС по приобретенным материалам, а не плательщик включает НДС по приобретенным материалам в себестоимость продукции.

Первый вариант. Оба предприятия являются плательщиками НДС.

Стоимость продукции 1-го предприятия будет равна 55 тыс. руб. (50+5), счет выставлен на 66 тыс. руб. (55+55*20%). В бюджет 1-е предприятие внесет разницу между НДС полученным и НДС уплаченным –

11 тыс. руб. – 1 тыс. руб. =10 тыс. руб.

Стоимость продукции 2-го предприятия будет равна 165 тыс. руб. (55+100+10), счет выставлен на 198 тыс. руб. (165+165*20%). В бюджет 2-е предприятие внесет разницу между НДС полученным и НДС уплаченным –

33 тыс. руб. – 11 тыс. руб. -2 тыс. руб. = 20 тыс. руб.

Стоимость продукции для конечного потребителя 198 тыс. руб., в бюджет оба предприятия внесут 30 тыс. руб. (10 тыс. руб. – 1-е и 20 тыс. руб. 2-е).

Второй вариант. Первое предприятие не является плательщиком НДС.

Стоимость продукции 1-го предприятия будет равна 56 тыс. руб. (50+6), счет выставлен на 56 тыс. руб. без НДС. В бюджет 1-е предприятие НДС не платит.

Стоимость продукции 2-го предприятия будет равна 166 тыс. руб. (56+100+10), счет выставлен на 199,2 тыс. руб. (166+166*20%). В бюджет 2-е предприятие внесет разницу между НДС полученным и НДС уплаченным –

33,2 тыс. руб. - 2 тыс. руб. = 31,2 тыс. руб.

Стоимость продукции для конечного потребителя 199,2 тыс. руб., в бюджет оба предприятия внесут 31,2 тыс. руб. (0 - 1-е и 31,2 тыс. руб. 2-е).

Третий вариант. Второе предприятие не является плательщиками НДС.

Стоимость продукции 1-го предприятия будет равна 55 тыс. руб. (50+5), счет выставлен на 66 тыс. руб. (55+55*20%). В бюджет 1-е предприятие внесет разницу между НДС полученным и НДС уплаченным –

11 тыс. руб. – 1 тыс. руб. =10 тыс. руб.

Стоимость продукции 2-го предприятия будет равна 178 тыс. руб. (66+100+12), счет выставлен на 178 тыс. руб. без НДС. В бюджет 2-е предприятие НДС не платит.

Стоимость продукции для конечного потребителя 178 тыс. руб., в бюджет оба предприятия внесут 10 тыс. руб. (10 тыс. руб. – 1-е и 0 - 2-е).

Данный расчет показывает, что наличие льгот может уменьшить или увеличить налоговую нагрузку в зависимости от места неплательщика в технологической цепочке.

 

Назад Оглавление Задачи Дальше
Hosted by uCoz