Назад | Оглавление | Задачи | Дальше |
2. Бюджет и Налоги2.1. БюджетБюджет- это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства. Бюджеты составляются на трех уровнях бюджетной системы РФ федеральный, региональный и местный. Свод бюджетов данного и нижестоящих уровней носит название консолидированного бюджета. Консолидированный бюджет составляется для аналитических и статистических целей. Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов и за счет безвозмездных перечислений. Налоговые доходы – предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, пени и штрафы. Неналоговые – 1) доходы от использования имущества, которое находится в государственной или муниципальной собственности. 2) доходы от продажи 3) доходы от платных услуг, оказываемых органами государственной власти, бюджетными учреждениями 4) финансовая помощь и бюджетные ссуды от бюджетов других уровней. Доходы бюджета формируются на основе прогноза. Может использоваться метод прямого счета, когда доходы рассчитываются исходя из прогноза конкретных показателей, либо метод корректировок – в этом случае доходы определяются на основе бюджета предыдущего периода и прогнозов показателей. Например, если известно, что поступления налога на прибыль в базовом году составляли 240 млрд. руб. ставка налога составляла 30%, то при увеличении в планируемом году ставки налога на прибыль до 35% поступления налога можно ожидать в размере (35%/30%)*240=280 млрд.руб. Анализ бюджета осуществляется оценкой структуры доходов, соотношением налоговых и неналоговых доходов. Расходы бюджета могут формироваться по одному из следующих методов: 1. На базе бюджета предыдущего периода. Недостатком метода является консерватизм, а достоинством – простота и преемственность. 2. Метод обыкновенного и чрезвычайного бюджета: при возникновении чрезвычайных ситуаций (как правило это война) на ряду с обыкновенным бюджетом формируется чрезвычайный бюджет, который включает чрезвычайные расходы и чрезвычайные доходы. По окончании чрезвычайной ситуации этот бюджет закрывается. 3. Долевой (квотативный) метод: этот метод формирования расходов бюджета заранее определяет долю расходов каждой расходной статьи и затем при формировании очередного бюджета каждая статья рассчитывается на основании доли в общей сумме расходов. Недостатком этого метода является то, что разные статьи имеют разную эластичность (т.е. разные изменения приводят к разным результатам). 4. Формирование бюджета на нулевой основе (ZBB – Zero Based Budget): бюджет каждый раз рассчитывается заново на основе потребностей (например, при расчете расходов на образование определяют количество учеников, сколько для них потребуется школ, сколько потребуется учителей и т.д. считается сумма расходов).
Пример 2.1. Даны доходы федерального бюджета
Провести анализ доходов бюджета и рассчитать прогноз доходов на следующий период если известно, что уровень инфляции составит 14%, а курс доллара возрастет на 5%. Решение 2.1. Анализ доходов показывает, что основу бюджета составляют налоговые доходы – 93%, Из налоговых доходов ведущее место занимает налог на добавленную стоимость. Его доля составляет 47% доходов, а среди налоговых - 50%. Низкая доля налога на доход связана с тем, что данные налоги преимущественно поступают в местные бюджеты. Высокая доля налогов на внешнюю торговлю и платежей за пользование природными ресурсами свидетельствует о высокой зависимости федерального бюджета от валютного курса и цены нефти. Для расчета прогноза доходов необходимо определит влияние приведенных факторов на доходы. Курс доллара оказывает влияние преимущественно на доходы от внешне-экономической деятельности. Поступление налогов от внешней торговли должно
Таблица 2. Прогноз доходов бюджета.
Пример 2.2. На основании фактического бюджета проанализировать структуру расхода бюджета и рассчитать расходы бюджета долевым методом исходя из примера 2.1. Таблица 3. Структура расходов бюджета
Анализ показывает, что преобладающей статьей расходов федерального бюджета является "Финансовая помощь", что говорит о чрезмерном перераспределении расходов в сторону федерального бюджета. Таблица 3. Результаты расчета расходов бюджета
2.2. Ставки налогаНалоговая ставка представляет собой величину налога единицу обложения. В зависимости от построения налогов различают твердые (специфические) и долевые (адвалорные) ставки. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу объекта. Долевые ставки выражаются в определенных долях объекта обложения. Установленные в сотых долях объекта ставки носят название процентных, которые подразделяются на пропорциональные и прогрессивные. Пропорциональные ставки - ставки, действующие в едином проценте к объекту обложения. Прогрессивные ставки-ставки, учитывающиеся с ростом объекта обложения, при этом действует шкала ставок. Финансовая практика выработала два вида прогрессии: простую и сложную. При простой прогрессии возросшая ставка налога применяется ко всему объекту обложения, при сложной - объект обложения (например. доход) делится на части (ступени), каждая из которых облагается своей ставкой, т. е. повышенные ставки применяются не ко всему объекту, а к части, превышающей предыдущую ступень. Сложная прогрессия получила широкое распространение. У нас в стране применяется и простая и сложная прогрессия. При применении простой прогрессии можно наблюдать резкий скачек степени налогообложения при увеличении налоговой базы. Так, например, у нас в стране до 1988 года простая прогрессия применялась при выплате заработной платы. Если работнику выплата составляла 99 руб, то налог не взимался и работник получал в кассе 99руб., а если заработная плата увеличивалась на 1 рубль и становилась равной 100 руб., то удерживался налог в размере 13 рублей и работник в кассе получал 87 руб. В настоящее время во многих регионах используется простая прогрессия при расчете налога на имущество физических лиц. При стоимости дома до 500 тыс.руб. ставка налога установлена в размере 0,1% и при стоимости более 500 тыс. руб. ставка – 0,3%. В этом случае сумма налога в зависимости от величины дохода будет иметь вид.
При сложной прогрессии сумма налога увеличивается последовательно. Нет таких скачков, которые можно наблюдать при простой прогрессии. Сложная прогрессия применяется в мировой практике при расчете подоходного налога. У нас сложная прогрессия применяется по налогу на имущество переходящее в порядке наследования и дарения, а по единому социальному налогу применяется сложная регрессия. По подоходному налогу сложная прогрессия в нашей стране применялась до 2000 года. Поскольку ставки налога при прогрессивной шкале различаются, для анализа налогообложения используются понятия эффективная и номинальная ставка налога при соответствующем налоге. Номинальная ставка указывается в законе. Эффективная (средняя) определяется как отношение суммы налога при определенном доходе к величине дохода. Очевидно, что при облагаемом доходе не превышающем величину минимального порога номинальная и эффективная ставки налога совпадают (12 %). При доходе в 100 тыс. руб. номинальная ставка равна 12 %, а эффективная определяется как отношение суммы налога (50 * 12 % + 50 * 20 % = 16 тыс. руб. ) к величине дохода:
16 / 100 = 16 % Пример 2.3. Таблица 4. Шкала подоходного налога 2000 г.
Рассчитать величину налога и эффективную ставку. Если доход 100000 руб, тогда налог = 50000 * 0.12 + 50000 * 0.2 . = 16000 руб. . Если доход 200000 руб, тогда налог = 50000 * 0.12 + 100000 * 0.2 + 50000 * 0.3 . =41000 руб. Эффективная ставка в первом случае равна
16000/100000=16% Во втором 41000/200000 = 20,5%
2.3. Влияние налогов на деятельность предприятийНДС – это универсальный косвенный налог. Объектом обложения является добавленная стоимость. Под добавленной стоимостью понимается разница между выручкой и материальными затратами. Механизм действия этого налога следующий: при отгрузке продукции предприятие в платежные документы включает сумму НДС и добавляет ее к цене; по окончании налогового периода в бюджет выплачивается разница между НДС, полученным от потребителей, и НДС, оплаченный поставщикам; Для плательщиков НДС полученный не включается в выручку от реализации продукции, а в себестоимость включается стоимость материалов без НДС. Экспортная продукция НДС облагается по нулевой ставке. Так, если имеются два предприятия, связанные друг с другом поставками, то налоговая нагрузка по всей цепочке будет зависеть от того, платит данное предприятие налог или нет. Пример 2.4. Первое предприятие приобретает материалов на сумму 6 тыс. руб. (включая 1 тыс. руб. НДС), нематериальные затраты (заработная плата, налоги и др.) составляют 50 тыс. руб. Второе предприятие приобретает материалов на сумму 12 тыс. руб. (включая 2 тыс. руб. НДС), нематериальные затраты составляют 100 тыс. руб. Определить стоимость конечной продукции и сумму НДС, которую внесут в бюджет оба предприятия. Решение 2.4. При расчете необходимо использовать правило, что плательщик НДС не относит на себестоимость своей продукции НДС по приобретенным материалам, а не плательщик включает НДС по приобретенным материалам в себестоимость продукции. Первый вариант. Оба предприятия являются плательщиками НДС. Стоимость продукции 1-го предприятия будет равна 55 тыс. руб. (50+5), счет выставлен на 66 тыс. руб. (55+55*20%). В бюджет 1-е предприятие внесет разницу между НДС полученным и НДС уплаченным – 11 тыс. руб. – 1 тыс. руб. =10 тыс. руб. Стоимость продукции 2-го предприятия будет равна 165 тыс. руб. (55+100+10), счет выставлен на 198 тыс. руб. (165+165*20%). В бюджет 2-е предприятие внесет разницу между НДС полученным и НДС уплаченным – 33 тыс. руб. – 11 тыс. руб. -2 тыс. руб. = 20 тыс. руб. Стоимость продукции для конечного потребителя 198 тыс. руб., в бюджет оба предприятия внесут 30 тыс. руб. (10 тыс. руб. – 1-е и 20 тыс. руб. 2-е). Второй вариант. Первое предприятие не является плательщиком НДС. Стоимость продукции 1-го предприятия будет равна 56 тыс. руб. (50+6), счет выставлен на 56 тыс. руб. без НДС. В бюджет 1-е предприятие НДС не платит. Стоимость продукции 2-го предприятия будет равна 166 тыс. руб. (56+100+10), счет выставлен на 199,2 тыс. руб. (166+166*20%). В бюджет 2-е предприятие внесет разницу между НДС полученным и НДС уплаченным – 33,2 тыс. руб. - 2 тыс. руб. = 31,2 тыс. руб. Стоимость продукции для конечного потребителя 199,2 тыс. руб., в бюджет оба предприятия внесут 31,2 тыс. руб. (0 - 1-е и 31,2 тыс. руб. 2-е). Третий вариант. Второе предприятие не является плательщиками НДС. Стоимость продукции 1-го предприятия будет равна 55 тыс. руб. (50+5), счет выставлен на 66 тыс. руб. (55+55*20%). В бюджет 1-е предприятие внесет разницу между НДС полученным и НДС уплаченным – 11 тыс. руб. – 1 тыс. руб. =10 тыс. руб. Стоимость продукции 2-го предприятия будет равна 178 тыс. руб. (66+100+12), счет выставлен на 178 тыс. руб. без НДС. В бюджет 2-е предприятие НДС не платит. Стоимость продукции для конечного потребителя 178 тыс. руб., в бюджет оба предприятия внесут 10 тыс. руб. (10 тыс. руб. – 1-е и 0 - 2-е). Данный расчет показывает, что наличие льгот может уменьшить или увеличить налоговую нагрузку в зависимости от места неплательщика в технологической цепочке. |
Назад | Оглавление | Задачи | Дальше |